Киев: Достопримечательности Киева

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Крещатик – Центральная магистраль и деловой центр столицы Украины. Пролегает от Европейской до Бессарабской площади. Проходит через Старокиевский и Печерский районы города. Застройка Крещатика началась с конца XVIII ст. Во времена Киевской Руси эта местность представляла собой покрытую лесом долину, в которой протекал ручей. В давние времена она была местом охоты, где киевляне расставляли сети для ловли дикого зверя (отсюда и древнее название – Перевисеще). Позже она называлась Крещатой долиной (ее пересекали, перекрещивали овраги). В документах XVI-XVII стт. эта местность известная по названию Евсейковой долины; в документах XVIII ст. – под названием Пески.

Из озера в районе нынешнего Майдана Незалежности (Площади Независимости) вытекал ручей, который в районе Бассейной сливался с Кловом. Вдоль ручья долиной полягал путь на Васильков. До 1806 г. застроено было приблизительно до настоящей улицы Прорезной. В районе Майдана Незалежности проходили валы, которые окружали город. Там, где теперь начинается Софиевская улица, была Лядська брама. От нее через долину шел Ивановский путь из старого города на Печерск. В начале XVIII ст. через Крещатик был проложен путь с Подола на Печерск (настоящие Владимирский спуск и улица Михаила Грушевского). Первые жилые деревянные дома появились на Крещатике в 1797 г. (в районе между Европейской площадью и Майданом Незалежности). В 1803 г. в начале улицы (на перекреске Крещатика и Трехсвятительской улицы) построен первый в Киеве городской театр (архитектор А. И. Меленский; с этого времени Крещатик называли Театральной улицей), это деревянное сооружение 1851 г. было снесено, вместо него построен по проекту архитектора О. В. Беретті трехэтажный отель "Европейский". В 1834-69 начало употребляться и название Крещатик. Постановление об официальном утверждении названия принято в 1869 г.

Первым каменным домом на Крещатике был дом Головинского, до 1849 г. в нем располагалась губернская почтовая контора с отделением для дилижансов. В 1978-82 гг. на его месте построено новое помещение музея В. И. Ленина. Сейчас это Украинский дом, в нем проводятся разнообразные выставки, концерты, конференции и т.п. Застройка и формирование Крещатика как улицы начались с 30-40-х гг. XIX ст. В 70-80-х гг. XIX ст. на Крещатике возводятся в основном трехэтажные дома с магазинами, помещениями для контор и банков и т.п. Крещатик становится главной улицей города. Ее продлили до Бессарабской площади (общая длина достигла 1,2 км).

На пересечении Крещатика и Бессарабской площади (на месте дома, который стоит с левой стороны Бессарабского рынка) в середине XIX ст. стоял двухэтажный отель, который принадлежал архитектору В. О. Беретти. В нем 1846 г. останавливался Т. Г. Шевченко. На противоположной стороне в доме Сухоставских жил историк М. И. Костомаров, у которого бывал Шевченко и прочие члены Кирилло-Мефодиевского братства. В 1876 г. на Крещатике сооружен дом Городской думы. В 1890 г. по Крещатику проложен первый маршрут конки (конного трамвая); 1892 г. первый в Росси, второй в Европе электрический трамвай связал Крещатик с Подолом. В 1894 г. возле Городской думы построена большая электростанция. В 1904 г. мостовую заменили гранитными кубиками. В начале 20 ст. Крещатик – торговый центр города.

Во время ВОВ подавляющее большинство домов на Крещатике и близлежащих к нему улицах было разрушено. В процессе послевоенного восстановления улица было значительно расширена и перепланирована. Застройка кон. XIX-XX ст. сохранилась между ул. Б. Хмельницкого и бульваром Т. Шевченко, Площадью Независимости и Трьохсвятительською улицей.

Майдан Незалежности (Площадь Независимости) – центральная площадь Киева. Расположенная между Крещатиком, улицами Бориса Гринченко, Софиевской, М. Житомирской, Михайловская, Костельной, Институтской, архитектора Городецкого и переулком Т.Г.Шевченко. До конца X ст. эта местность, как и весь Крещатик, носила название Перевисеще и представляла собой лесные чащи. Там где теперь начинается улица Софиевская, была Лядська брама, которая вела к верхнему городу. На територии площади в XVIII ст. были построены каменные крепостные стены, так называемые Печерские ворота, которые существовали до 1833 г. В конце XVIII ст. – в начале XIX ст. Майдан представлял собой пустырь – так называемое Козье болото. В 30-х годах XVIII ст. здесь появились первые деревянные, а в 50-х - каменные дома. До 1871 г. на площади, которая тогда носила название Хрещатицкой, был рынок, происходили цирковые представления, гуляния. С 1876, после сооружения Городской думы (арх. О. Я. Шилле, разрушен 1941 во время ВОВ), площадь получила название Думской.

В марте 1919 года площадь перейменовали на Советскую, 1935 – Калинина. В 50х гг. XIX ст. на площади был построен дом Дворянского собрания (арх. О. В. Беретти; теперь на его месте Центральный Совет профсоюзов). В доме Гудовского, который до 1979 г. стоял между улицами М.Житомирской и Михайловской, 1859 г. жил Т. Г. Шевченко. В одном из помещений дома Городской думы некоторое время работала художественная школа М.И.Мурашка. В доме №2 в феврале 1919 работала советская комендатура Киева, который возглавлял М.О.Щорс. В 1922 на площади был установлен памятник К. Марксу (скульптор Й. М. Чайков). В 1976-77 площадь была реконструирована и переименована в площадь Октябрьской революции. В 1977 году на площади был установлен монумент Великой Октябрьской Социалистической Революции (1990х годах демонтирован). В 1991 году площадь получила современное названия в честь провозглашения Украиной государственной независимости.

Kиево-Печерская Лавра – на высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Свято-Успенская, Киево-Печерская Лавра - удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры.

Киево-Печерская Лавра начала свое существование в 1051 г. Частыми посетителями пещерного монастыря становятся князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и киевская знать, пожертвовавшие средства на постройку наземного храма и келий, когда пещеры стали тесны для быстро растущего числа братии. Случилось это около 1062 г.: преподобный Антоний поставил первым игуменом преподобного Варлаама, а сам удалился на сорок лет в отдаленную пещеру.

Церковь создавалась 15 лет греческими зодчими и иконописцами и была освящена в 1089 году митрополитом Иоанном. В росписи также участвовал преподобный Алипий, который считается родоначальником особенного, отличного от греческого, иконописного искусства. В 1091 г. в храме были положены мощи преподобного Феодосия. Преподобный Антоний, согласно его завещанию, был погребен под спудом в Ближних пещерах.

Монахи Киево-Печерской обители и, в первую очередь затворники, отличались нравственностью и подвижничеством. Это привлекало в Лавру образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. До начала XIII века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов.

Играя значительную роль в объединении восточнославянских земель, являясь духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Печерская обитель пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах.

Начиная с 40-х годов XIII ст. и до начала XIV в. Киево-Печерская Лавра была свидетельницей татаро-монгольских нашествий, монастырь как и весь Киев, сильно пострадал также в 1399 и 1416 гг.

К концу XVI в., преодолевая различные трудности, связанные с окатоличиванием украинских земель, а также вмешательств во внутреннюю жизнь Лавры короля и магнатов, монастырь, отстраивая храмы и приобретая новые земли, активно возрождается. Уже не имея прежней славы, бывшей в первые века его существования, он остается одним из крупных духовных, просветительских и культурных центров Украины.

Киево-Печерскую Лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и Николай II, Александр I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета...

В 1911 г. земля обители приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина – выдающегося государственного деятеля Российской Империи.

После октябрьского переворота для Лавры начались самые трудные в ее истории времена. Согласно Декрету советского правительства "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено достоянием народа. Постепенная изоляция церковной общины, вытеснение ее новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря.

Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям Лавры был нанесен и в годы Второй Мировой войны. 3 ноября 1941 года был взорван Свято-Успенский собор.

В 1961 г. действующий монастырь, возобновившийся на территории Нижней Лавры во время фашистской окупации – 1941 г. был упразднен, его насельники изгнаны.

В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной печерской общине была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами; в 1990 г. передана территория Ближних пещер.

Золотые Ворота главные ворота старинного Киева. Свое название получили от схожести с константинопольскими Золотыми воротами. О строительстве их, вместе с Софиевским собором, упоминается в летописи 1037 г. Но из записей путешественников XVI-XVII ст. и рисунков А. Ван Вестерфельда (1651) известно, что уже тогда Золотые ворота были полуразрушенными. В конце XVII ст. перед воротами, в связи с реконструкцией фортификационных сооружений города, построены земляные бастионы, а уже в середине 18 столетия руины когда-то главного въезда в город были засыпаны землей.

Киевляне снова увидели старинный памятник в 1832 году, когда К. Лохвицкий провел археологические раскопки Золотых Ворот. После этого они получили вид двух параллельных стен длиной 25 и 13 метров, и высотой около 8 метров. Затем велись работы по укреплению руин: на отдельных участках сделан ремонт старинной кладки, возведены контрфорсы, территорию вокруг памятника окружили чугунной изгородью. В таком виде Золотые ворота сохранились до нашего времени. Однако от атмосферных осадков памятник разрушался и дальше, что чрезвычайно беспокоило ученых. 1970 года было принято решение возвести над развалинами павильон, который не только защищал бы ее, а и воссоздавал первоначальный вид сооружения.

Реконструкция, которая закончилась в 1982 году (реставраторы – Е. Лопушинская, М. Холостенко, С.Высоцкий), воссоздает Золотые ворота в таком виде: основная часть – это башня с зубцами высотой 14 метров; с фасада башня имеет дополнительное выступ – "маленькую башню"; проезд ворот перекрывается с одной стороны подъемными деревянными воротами, обитыми металлом, с второго – створами ворот, выполненными по образцу старинных ворот, которые сохранились в памятниках Новгорода и Суздаля.

Церковь воспроизведена в виде тринефного четырехстолного однобанного храма. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, присущий для древнерусских зданий того периода. Пол храма украшен мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивами старинного пола Софии Киевской.

При реконструкции памятки воспроизведены части валов, которые примыкали к башне. С внешней стороны они имеют обдерненные откосы. По верху вала проходят деревянные укрепления. Со стороны города на фасаде можно увидеть складские помещения, расположенные в древности в крайних срубах вала. Внутри восстановленных частей вала размещается экспозиционное помещение музея Золотые Ворота и ступени, которые ведут на гребень, откуда открывается замечательная панорама города.

Андреевская церковь – Андреевский спуск – жемчужина бароко – Андреевкая церковь заложенная 1744 г. в связи с приездом Елизаветы І в Киев. Построенная в 1749-54 гг. по проекту В.В.Растрелли на Андреевской горе, в начале Андреевского спуска (название от Андрея Первозванного). Это единственная в Украине сохранившаяся работа архитектора. Строительством руководил зодчий И.Мичурин. Однокупольный пятиглавый храм имеет форму креста, в углах которого размещенны декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль своеобразных контрфорсов. Снаружи контрфорсы украшены пилястрами и укрыты тремя парами колонн с капителями коринфского ордена. К Андреевской церкви со стороны улицы ведет крутая чугунная лестница. Вся масса церкви опирается на двухэтажный дом-стилобат с восьмью комнатами на каждом этаже, стены которого представляют собой фундамент церкви. Вокруг церкви – балюстрада, с которой открывается живописная панорама Подола и Днепра.

Внутреннее обрамление Андреевкой церкви, разработанное В.В.Растрелли, более близкое к стилю рококо. С 1958 г. Андреевкая церковь – филиал заповедника Софиевский музей. В 1978-79 гг. проведена очередная реставрация.

Андреевский спуск пролегает от Контрактовой площади к Владимирской и Десятинной улице. Верхняя часть Андреевского спуска образовалась на пути, который уже со времен Киевской Руси связывал Старый Киев (Гору) с Подолом, пролегая между Андреевской и Замковой горами. В 1711 г. по приказу тогдашнего киевского губернатора проезд между Замковой и Андреевской горами был расширен, и он стал пригодным для пользования не только для пешеходов и всадников, но и для проезда запряженных конями и волами телег. Название Андреевской спуск получил, в XVIII ст. от Андреевской церкви. В 1920 переименованный на ул. Г.В.Ливера. В 1944 г. было принято решение о возвращении ему исторического названия; в 1957 – принято повторное решение.

Существует легенда, соответственно которой место, где теперь течет Днепр, было морем. Когда св.Андрей пришел в Киев и построил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, крест, то все море ушло вниз. Но некоторая часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. Когда позже здесь построили церковь, то под престолом открылся колодец. В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила бы не только Киев, но и все Левобережье.

Основная застройка улицы выполненная в 90-х гг. XIX-го ст. и в начале XX ст. Ныне, отстроенный в старинном виде, спуск – это место выставки-продажи живописи и изделий народного творчества под открытым небом. Андреевский спуск называют киевским Монмартром. В любой день, в любую погоду вы всегда увидите здесь множество художников, которые демонстрируют свои работы, образцы прикладного искусства - украшения, посуду из стекла и керамики, смешные фигурки из дерева, игрушки, медали, монеты и многое другое. На Андреевском спуске много небольших баров и кафе, где можно отдохнуть.

На спуске царит атмосфера конца XIX – начала XX ст. Улица славится тем, что в дома №13 жил писатель М.О.Булгаков, автор романов "Белая гвардия", "Дни Турбиних". В этом доме расположен музей Булгакова. На Андреевском спуске также работает уникальный музей одной улицы. В нем показана история Андреевского спуска в картинах, фотографиях и других вещах с давних до наших времен. Вдоль всей улицы много картинных галерей, художественных салонов. В уютном парке ниже церкви вы можете увидеть скульптуры Ивана Кавалеридзе.

Софиевский собор – Собор Святой Софии был построен в XI веке и находится в самом центре Киева. Сохранились и дошли сквозь века 260 кв. метров мозаик и 3 тысячи кв. метров фресок. Едва ли где-то в Европе можно найти столько фресок и мозаик XI века, которые сохранились в одной церкви. Собор окружают монастырские здания XVII века, выполненные в стиле Украинского барокко.

Внутреннее убранство Собора почти не изменялось. В XVIII веке появился иконостас и в XIX веке – чугунные напольные плитки. Святая София Киевская – этот источник искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться этим дивом Византийской и Старинной Русской архитектуры.

Великий Князь Ярослав, названный "мудрым", был очень важной фигурой в истории ранней Киевской Руси. В первой половине одиннадцатого века он руководил большим государством Киевская Русь, которое охватывало значительную часть Восточной Европы. В те времена Киевская Русь была одним из огромных цивилизованных государств в Европе. Ярослав налаживал связи Руси с государствами Европы. Он сам женился на шведской принцессе Ингигерде, его сестры были женами членов королевских семей Польши и Чехии; его сыновья были женаты на византийской и немецкой принцессах, одна из его дочерей, Анна, стала женой короля Франции, вторая – короля Венгрии, а третья – короля Норвегии. Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент Собора Святой Софьи.

Владимирский собор – построенный в 1862-82 гг. Первоначальный проект разработали архитекторы И.В.Шторм и П.И.Спарро, позже его переработал архитектор О.В.Беретті. В сооружении собора принимали участие архитекторы Ю.Бернгардт, К.Я.Маєвський, В.М.Ніколаєв. Владимирский собор построен в так называемом русско-византийском псевдостиле. Собор в плане – традиционный древнерусский шестистолпний триапсидний храм, но увенчанный 7 башнями. Значительную художественную ценность имеют внутренние настенные росписи, которые выполнили 1885-96 русские художники В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, М.О.Врубель, украинские – В.Д.Замирайло, С.П.Костенко, М.К.Пимоненко, польские – П.О.Сведомский, В.О.Котарбинский, под руководством профессора А.В.Прахова.

Михайловский монастырь – Михайловский Златоверхий Собор сооружен в 1108-1113 гг. на территории Михайловского Златоверхого монастыря внуком Ярослава Мудрого киевским князем Святополком Изяславичем. Крестово-купольный шестистолпний храм с тремя нефами и одним позолоченным куполом. В нач. XX ст. храм – 7-купольный. Михайловский Златоверхий Собор был построен из камня и кирпича на извесково-цементном растворе техникой "мешанной кладки" с использованием голосников в пазухах сводов. Стены собора украшали мозаики и фрески. В 1934-35 гг. собор был разобран. Часть фресок и мозаик сохранилась. В Софиевском соборе сохранились: "Евхаристия", "Стефан и Фаддей" - фрагменты фигур святых; фрески – сцены из "Благовещение" и др. Мозаика "Дмитрий Солунский" и верхняя часть фресковой фигуры Самуила – в Третьяковской галерее и Рос. музеи в Ленинграде (современный Санкт-Петербург). Имена художников, которые создали мозаики и фрески Михайловского Златоверхнего Собора, неизвестны. Вероятно, в роботах принимал участие древнерусский мастер Алимпий из Киево-Печерского монастыря. Общая площадь мозаик, которые сохранились, – 45 кв. м. Надписи на мозаиках собора сделаны старословянским языком. Кроме мозаик и фресок, сохранились две шиферных плиты конца 1 ст. с рельефным изображением всадников. В 1999 году собор был отстроен.

Музей Народной Архитектуры и Быта – на южной окраине Киева, близ поселка Пирогово, где с высоких холмов открываются живописные виды и приятной прохладой привлекают синеглазые ставки, среди дубрав и рощ, расположен Музей народной архитектуры и быта Украины. Музей (общая площадь – около 150 га) основан в 1969 г.

Поселение на его территории известны с глубокой древности (найдены предметы бронзового периода). Пирогово впервые упомянуто в 1627 г. как владение Киево-Печерской лавры. В 1720 г. фигурирует как с.Пирожов. С 1957 г. – в границах Киева.

Свыше 300 памяток народного строительства XVІ-XX столетий завезены сюда из разных регионов Украины: Средней Приднепровщины, Полтавщины, Слобожанщины, Полесье, Подолье, Карпат и Юга Украины.

Усадьбы с самобытными сельскими домами и хозяйственными зданиями сформированы с документальной достоверностью и сгруппированы соответственно особенностям планирования поселений того или иного историко-этнографического и географического региона.

Вторую жизнь получили перевезенные сюда деревянные церкви – уникальное явление в мировой архитектуре. Идейным и композиционным центром музея является экспозиция ветряных мельниц, которая расположенна на высочайшем холме.

В фондах музея сохраняется свыше 70 тысяч предметов быта, произведений народного искусства, орудий труда. Наиболее интересными из экспонатов оборудованы интерьеры зданий. Именно такие экспозиции показывают единство народной материальной и духовной культуры. Вдобавок, в музее проводятся праздники народного творчества, на которых фольклорные коллективы воссоздают старинные обряды, выполняют забытые народные песни. Демонстрируют свое искусство и народные мастера – на ярмарке можно приобрести их уникальные изделия.

Мариинский дворец – постороен 1750-1755 гг., который проектировал Б.Растрелли для графа Розумовского. В 1744 году императрица Елизавета, дочь Петра І, во время посещения Киева, самая выбрала для него место. Сооружением дворца руководил выдающийся русский зодчий И.Мичурин.

Главный фасад Мариинского дворца "смотрит" на Мариинский парк, заложенный 1874 г. в пейзажном стиле. Аллеи этого парка – извилистые, будто "вписанные" в ландшафт. С противоположной стороны дворца – Городской (Царский) Сад, заложенный 1743 г. на основе старинного Регулярного сада (основанного еще Петром І). Его стиль – классический регулярный: сеть прямых аллей, которые перекрещиваются под прямым углом. Дворцовый комплекс имеет строго симметричную композицию. Главный двухэтажный корпус и одноэтажные боковые флигели образовывают широкий двор. Архитектура дворца решенная в стиле бароко: выразительное компонование объемов, богатая пластика фасадов.

На протяжении своей многолетней истории дворец неоднократно реконструировался. Значительная реконструкция была осуществлена в 1868-1870 годах после большого пожара, который уничтожил деревянный второй этаж и все парадные помещения. При восстановлении дворца надстроили каменный этаж, фасады насытили новыми пластическими деталями, а интерьеры переработали в формах классицизма с элементами бароко и ренессанса. Работы проводились под руководством академика архитектуры К. Маєвського. Год их окончания – 1870-й – вычеканенный в картуше на фасаде, обращенном в парк.

До Октябрьской революции дворец был резиденцией царской семьи.

Дворец очень пострадал в период Великой Отечественной войны: бомба, которая попала в него, разрушила центральную часть здания. В 1945-1949 годах дворец отстроили под руководством украинского архитектора П.Алешина, и с этих пор он стал местом торжественных приемов.

В 1979-1982 годах, после тщательных исследовательских работ, дворец реставрирован преимущественно в формах архитектуры конца XІ столетия. Упорядочение территории выполнен на основе чертежей, одобренных в свое время Б.Растрелли. Форма фонтанов, рисунок зеленых насаждений имеют традиционный для XVІІІ столетия характер. Фонтаны украшены парными скульптурными композициями – копиями скульптур середины XVІІІ столетия, которые хранятся в музеях страны. Из вестибюля дворца на второй этаж, где расположенные парадные залы, ведут мраморные ступени.

Важными элементами художественного оформления дворца являются предметы декоративно-прикладного искусства, которые принадлежат преимущественно ко второй половине XІ столетия, а также мебель и люстры (старинные и выполненные современными мастерами в духе XVІІІ-XІ столетий), картины известных мастеров живописи. В некоторых залах сохранились небольшие фрагменты настенной живописи, выполненного художником К.Аллиауди во второй половине XІ столетия, и реставрированные в 1982 году. Замечательный паркетный пол дворца воссозданный во время последней реставрации. Составленный из ценных пород дерева, он поражает красотой рисунка и совершенным мастерством исполнения.

Сегодня это историческое сооружение презентует нашу страну в мире как государственная резиденция. Ее называют Президентским Дворцом. В нем проходят торжественные государственные события – награждение, приемы, вручение верительных грамот Послами иностранных государств, самиты и встречи официальных делегаций на высочайшем уровне.

Рекомендованные отели Киева

Проверенные отели, которые рекомендуют наши лучшие менеджеры.